В
строительном комплексе России в связи с нехваткой отдельных групп
строительных материалов в частности цемента наблюдается рост цена на
жилье. И дело отнюдь не в том, что предприятия-производители исчерпали
потенциал роста. Реальная причина заключается в том, что заводы по
производству сухих строительных смесей не могут вывезти продукцию за
пределы своих предприятий в связи с нехваткой железнодорожных вагонов и
проблем с диспетчеризацией железнодорожных грузоперевозок.
Сегодня в такой ситуации оказалось свердловское предприятие ОАО
"Сухоложскцемент". Компания имеет в собственности парк в 500 вагонов.
Но, несмотря на это, железнодорожники всё равно не могут обеспечить
вывоз грузов. Из-за переполненности складов завод вынужден был
приостановить производство. И такую ситуацию можно наблюдать повсеместно
в Свердловской области. В сложном положении оказался комбинат ОАО
"Ураласбест", ООО "Невьянский завод ЖБИ" и т.д. Предприятия вынуждены
переходить на автотранспортные перевозки или отказываться от контрактов.
Но это всё равно не решает проблем.
По данным аналитиков Свердловского областного Союза промышленников и
предпринимателей (СОСПП) на предприятиях стройиндустрии Среднего Урала в
2011 году по отношению к 2010 году произошел подъем промышленного
производства на 30%, но вывоз увеличился всего на 12% по сравнению с
2010 годом. Не вывозится порядка 20% продукции в связи с недопоставкой
вагонов.
Так, на территории ОАО "Сухоложскцемент" стоят 120 груженых цементом
вагонов и 90 порожних, поскольку ст. Кунара уже загружена 360 вагонами.
Это затоваривание приводит к невозможности приема сырья со ст. Ергач и
ст. Верхняя Свердловской железной дороги, а значит, существует риск
возможной остановки завода, где сегодня запас сырья не превышает 1,5-2
суток. По аналогичной причине страдают ЗАО "Народное предприятие
"Сухоложскасбоцемент" и другие организации. Кроме того, существенно
возрос срок оборачиваемости собственных и арендованных вагонов компании.
Вместо 4-5 расчетных суток вагоны следуют до станции погрузки (Ергач,
Верхняя) по 11-12 суток.
ООО "Невьянский завод ЖБИ" ввиду отсутствия вагонов и невозможности
отгрузки продукции вынужден был сократить треть персонала и находится на
грани остановки. На балансе предприятия котельная, которая оказывает
услуги по подаче тепловой энергии и воды на жилой фонд пос. Вересковый.
Остановка приведет к срыву предстоящего отопительного сезона.
Крупнейший поставщик щебня Свердловской области комбинат ОАО
"Ураласбест" в мае не смог доставить 41% своих грузов. В июне и июле
тенденция снижения не изменилась.
Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей
неоднократно заявлял о проблемах в работе железнодорожного транспорта.
Союз от лица предприятий постоянно обращается с просьбой нормализовать
ситуацию с наличием вагонов, их выводкой и отправкой со станций. Однако
ситуация не меняется в лучшую сторону несмотря на все усилия.
Именно сейчас, когда существует повышенный спрос на продукцию
предприятий стройиндустрии, со стороны железной дороги создаются
препятствия для удовлетворения потребностей строительных организаций в
своевременной поставке цемента, что в свою очередь приводит к дефициту
стройматериалов, закономерному повышению стоимости строительных работ и
росту цен на жилье.
Производители готовы идти на крайние меры. Так ОАО "Сухоложскцемент",
имеющее в уставном капитале долю иностранных инвесторов, готово в случае
непринятия мер со стороны Свердловской железной дороги и Правительства
Свердловской области, обратиться к своим акционерам в Германии с
просьбой повлиять на решение данного вопроса на уровне Правительства РФ.
СОСПП будет всячески поддерживать предприятие в данном вопросе.