Впервые в новейшей истории России объем производства цемента достиг 6,5 млн. тонн в месяц, превысив установленный в августе 2007 года рекорд на 6,6%.
В то же время, вследствие проблем с доступностью железнодорожных
хоппер-цементовозов, рекордно выросла доля автотранспорта в перевозках цемента.
В июле 2011 года автотранспортом перевезено около 40% всего произведенного в
стране цемента, тогда как обычно доля таких перевозок составляет в зависимости
от сезона лишь 30-35%, сообщает сайт СМПРО.
Эксперты предупреждают, что на рынке продолжает усиливаться монополизация
региональных цементных рынков. В четырех из восьми федеральных округов доля
крупнейшего игрока в поставках цемента ж/д транспортом более 50%, в
двух – более 70%. К примеру, в Центральном, Северо-Западном и
Северокавказском регионе – доля компании «Евроцемент» от 60 до 80%.
На Дальнем Востоке доминирует компания «Востокцемент» –
ее доля на рынке 95%. В Южном федеральном округе почти половину поставок
осуществляет компания «Новоросцемент» – около 50%; а в Сибирском регионе
компания «Сибирский цемент» поставляет 53% всего цемента.
Важным событием рынка оказалось такое, казалось бы стороннее событие
- с 1 июля Правительство страны сняло запрет на экспорт зерна. Но в
таком случае увеличиваются поставки зерна за границу, и железнодорожные
компании снимают зерновозы с перевозок цемента. По мнению
экспертов, это усилит дефицит товарных вагонов для доставки продукции
потребителю и приведет к росту железнодорожных тарифов и арендных ставок на
вагоны. По их прогнозу, дальнейший рост стоимости цемента для конечного
потребителя неизбежен.