Погода в Дюссельдорфе
Погода в Сочи
Погода в Новосибирске Погода в Ташкенте
Погода в Ялте Погода в Кракове
Погода в Алматах Погода в Праге

Новости и события

  • 03.10.11
    Рынок железобетона показывает рост


    На рынке железобетонных изделий (ЖБИ) наблюдается рост, обусловленный окончанием кризиса. По результатам 2010 года предприятиями Санкт-Петербурга и Ленинградской области было произведено около 650 тыс. куб. м железобетонных изделий. И по отношению к этой цифре к концу года общие объемы производства могут возрасти на 15-20%.

    Согласно официальным данным, на рынок ЖБИ экономические катаклизмы повлияли больше всего. В результате этот сегмент строительной отрасли значительно пострадал в кризис, по экспертным данным, его падение к уровню 2007 года составило около 40%.
    На сегодняшний день на рынке ЖБИ в Санкт-Петербурге и Ленобласти наблюдается заметное оживление. Евгений Юртайкин, генеральный директор компании «Балттеплострой», констатировал, что, несмотря на сложную ситуацию с цементом и щебнем, производители железобетонных изделий практически полностью загружают свои производства и имеют хороший, устойчивый сбыт своей продукции. «По сравнению с 2009-2010 годами на рынке ЖБИ отмечен неуклонный рост. Связано это с тем, что в Санкт-Петербурге имеются стройки, финансируемые из городского и федерального бюджетов», – добавил он.
    Игроки рынка констатируют, что больше всего железобетонных изделий потребляют жилищные и инфраструктурные объекты. «Много ЖБИ в области идет на строительство порта в Усть-Луге. Большое количество материалов потребляют проект «Московская Славянка», а также строительство жилья в Осиновой Роще, Шушарах, коттеджные поселки», – пояснил Андрей Гребенщиков, начальник отдела строительных материалов завода «Молодой ударник».

    Производители по месту

    По свидетельству экспертов, рынок ЖБИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области полностью местный. Это связано с тем, что экономически невыгодно возить этот строительный материал из других регионов. Во время кризиса состав игроков рынка значительно не поменялся – основной костяк остался практически таким же. «Лидеров по производству ЖБИ немного, и их знает практически каждый человек, который имеет отношение к строительной отрасли. Безусловно, конкуренция на рынке за последнее время очень возросла», – отметил Евгений Юртайкин.
    Сегодня более 50% рынка, по экспертным оценкам, занимает ОАО ПО «Баррикада» (входит в Группу ЛСР). Согласно данным годового отчета компании, итоговая выручка за 2010 год по железобетону в Санкт-Петербурге составила 3,253 млрд рублей, в то время как в 2009 году эта цифра была на уровне 2,8 млрд рублей
    Недавно ПО «Баррикада» завершило сделку по приобретению одного из лидеров рынка ЖБИ – ОАО «Обуховский завод строительных материалов и конструкций» (Обуховский завод СМиК). Предприятие производит железобетонные изделия для жилищного, промышленного, коммерческого и инфраструктурного строительства, также завод выпускает товарный бетон и раствор. Проектная мощность предприятия при односменной работе составляет 35 тыс. куб. м ЖБИ и 90 тыс. куб м товарного бетона и раствора в год.
    Согласно комментарию Александра Вахмистрова, генерального директора, председателя правления Группы ЛСР, приобретение этого завода позволит Группе ЛСР не только укрепить свои позиции на рынке железобетонных изделий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и расширить ассортимент предлагаемой продукции.
    Также крупными производителями в отрасли являются «Ленстройдеталь» (владеет двумя комбинатами по производству железобетона в Ленобласти: в Бокситогорске и Пикалево), «СиБ Центр», «ЗЖБИ № 1», завод «Молодой ударник» (по собственным оценкам компании, занимает 7% рынка и имеет производство ЖБИ, расположенное на Глухозерском шоссе в Санкт-Петербурге), ЗАО «ЖБКиД», «Неостром» и др. Непосредственно в Ленобласти расположены производства Кировского ДСК, ДСК-3, ДСК-5, Гатчинского ДСК, Бокситогорского завода ЖБИ и Волховского завода ЖБИ.
    Хотя участники рынка отмечают, что сегодня предложение предприятий по производству железобетонных конструкций в разы превышает спрос, в отрасли продолжают появляться новые игроки. Среди наиболее заметных – финская компания «Бетсет», которая собирается вложить в течение следующих 5 лет 25 млн USD в производство железобетонных конструкций. Завод расположится на 22-м километре Киевского шоссе на земельном участке площадью 14 га. На первом этапе будет производиться 300 тыс. кв. м внутренних стеновых элементов в год и 20 тыс. кубометров колонн, балок, ТТ-балок и товарного бетона в год. Как заявляли неоднократно в компании, у новых производителей будет своя ниша – продукция компании первоначально будет ориентирована на финские строительные компании, которые активно выходят на рынок Петербурга.
    Впрочем, по словам Андрея Гребенщикова, за последнее время количество игроков значительно выросло. «Появилось много мелких компаний. Кустарное производство, низкое качество ЖБИ, некачественные расходные материалы, несоблюдение ГОСТов – как следствие, много предложений по низким, экономически не обоснованным ценам», – отметил он.

    Популярность падает

    Как рассказали специалисты завода «Молодой ударник», в основе производства ЖБИ лежит простая технология: в бетонную основу вливаются металлические арматурные прутья. Железные стержни придают особую прочность бетонной массе. Они образовывают металлический каркас, на котором держится бетон, и этот каркас создает дополнительную защиту от разрушения и деформации железобетонного изделия.
    Когда необходима особая прочность материала, производство ЖБИ идет с применением напряженного железобетона. Металлические арматурные стержни натягивают и фиксируют в состоянии растяжения, после чего заливают бетоном. Затем изделия подвергаются термообработке в целях повышения прочности и быстрого высыхания. Теперь можно освободить железные прутья от креплений – мы получили напряженный железобетон. Такие изделия применяют в качестве перекрытий, несущих балок и других конструкций здания, подвергающихся большим нагрузкам.
    Бум популярности железобетонной технологии приходился на 60-70-е годы прошлого века. Сегодня, по словам Николая Шайтора, генерального директора ОАО «Толмачевский завод железобетонных и металлических конструкций», эта технология уступила место монолитно-каркасному домостроению как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Также, по его мнению, сегодня рынок поставщиков железобетонных изделий и металлоконструкций в Ленобласти намного больше, чем рынок потребления.
    В свою очередь, Евгений Юртайкин добавил, что небольшие компании, которые сумели выжить после кризиса, развиваются и осваивают выпуск новых изделий. «Давно назрел вопрос о создании саморегулируемой организации в области производства ЖБИ. Это нужно сделать для того, чтобы отсечь возможность попадания некачественных железобетонных изделий на строительные объекты. На первом месте должно быть качество, а потом уже цена», – подытожил он.
    По словам Андрея Гребенщикова, цены на ЖБИ с начала года в среднем выросли на 25-30%, что вызвано ростом стоимости на расходные материалы (цемент, щебень, металл, песок) и электроэнергию. Евгений Юртайкин также подтвердил, что говорить о снижении цен на ЖБИ при росте цен на все эти составляющие пока не приходится.

    Кстати
    По свидетельству Евгения Юртайкина, ориентировочный объем ЖБИ, произведенных в РФ в 2010 году, – 20 млн. куб. м. «В 2011 году на август месяц рост производства ЖБИ составил 10% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Стройки века, такие как Сочи-2014, Владивосток-2012, газопроводы и другие объекты федерального значения, дают строительной отрасли в целом и производству ЖБИ в частности мощный импульс развития», – считает эксперт.

    Автор: Екатерина Костина