В июле и августе текущего года были достигнуты
рекорды в производстве цемента за отдельно взятый месяц, производство
достигло 6,5 млн. тонн. В указанные месяцы цементные заводы России
работали со стопроцентной загрузкой – общая годовая производственная
мощность цементной промышленности находится на уровне 78 млн. тонн
цемента. В ближайшие три-четыре года ожидается дополнительный ввод
мощностей ещё до 30 млн. тонн. Соответственно ежемесячный объём
производства цемента потенциально может достичь 9 млн. тонн.
Эти цифры могут вызвать уверенность в том, что нам удастся
избежать дефицита цемента, ведь по прогнозам аналитиков ожидается
ежегодный рост потребления до 10 %. С учётом сезонности, при 70 %
загрузки мощностей к 2015 предприятия отрасли смогут удовлетворить
потребности в цементе на уровне 75 млн. тонн.
Но, как всегда на
каждую бочку мёда, найдётся своя ложка дёгтя – из произведённых в летние
месяцы объёмов, лишь 3,7 млн. тонн отгружалось по железной дороге, что
составляет лишь 57 % от всей произведённой продукции. До этого средний
показатель отгрузки цемента ж/д транспортом оставлял не менее 65-70 %.
Около
80 % цемента отгружалось навалом в специализированных вагонах, ещё 20 %
в тарированном виде (заводские мощности по затарке цемента ограничены).
Парк хоппер-цементовозов ограничен, а из имеющихся в наличии около 30
тысяч единиц лишь 20 тысяч заняты в перевозке цемента, прочие
задействованы в перевозке более выгодных грузов (именно эти десять
тысяч вагонов могли увеличить перевозки в полтора раза). Учитывая
дальность перевозки 700 км, в среднем за месяц один хоппер способен
перевезти порядка 150 тонн. Это и ограничивало перевозки навального
цемента этим летом тремя миллионами тонн ( 20 тыс. х 150 тонн).
Если в
летнее время постоянно испытывается дефицит специализированного
подвижного состава, то в зимнее время возникает много простоя, к
примеру, в январе 2010 года ж/д отгрузки цемента составили - 1,1 , в
январе 2011 – 1,4 млн. тонн, соответственно было задействовано лишь 7,3 и
9,3 тысяч хоппер-цементовозов (тарированный цемент в зимнее время
отгружается в незначительных объёмах) - то есть менее четверти в 2010 и
трети в 2011 году из существующего парка. В данных условиях не каждый
инвестор решится на приобретение данного вида подвижного состава.
Дополнительными
минусами отталкивающим транспортные компании от перевозок цемента,
является невозможность загрузки обратного рейса и низкие ставки на
перевозку, которые мало компенсируют оплату порожнего пробега.
При
создании идеальных условий – равномерной загрузки использования
хоппер-цементовозов в течении года потенциально возможна перевозка 54
млн. тонн цемента. При условии возникновения дополнительного спроса
вагоностроители стран СНГ способны производить до 10 тысяч хопперов
ежегодно.
Проблема номер один - высокий фактор сезонности в
производстве цемента. Одним из путей решения данного вопроса является
строительство цементных терминалов в местах потребления цемента «из
зимнего завоза» и цементно-помольных установок, производящих цемент в
летние месяцы из привозного «зимнего клинкера».
Также предприятиям
стоит уделить внимание увеличению мощностей по затарке цемента в МКР-
мешки массой 1-2 тонны, что позволит использовать альтернативный
транспорт, также для многих потребителей данный вид упаковки удобен тем,
что он не требует установки специальных терминалов для хранения цемента
навалом.
Справочно: В кризисном 2009 году цены на хоппер-цементовозы
2006-07 гг. производства в среднем составляли 1,1 млн. рублей, в
настоящий момент цена нового вагона вряд ли будет ниже цены куда более
востребованного полувагона – 2,3- 2,6 млн. рублей.