Погода в Дюссельдорфе
Погода в Сочи
Погода в Новосибирске Погода в Ташкенте
Погода в Ялте Погода в Кракове
Погода в Алматах Погода в Праге

Новости и события

  • 09.10.11
    Нюансы логистики цемента.


    В июле и августе текущего года были достигнуты рекорды в производстве цемента за отдельно взятый месяц, производство достигло 6,5 млн. тонн. В указанные месяцы цементные заводы России работали со стопроцентной загрузкой – общая годовая производственная мощность цементной промышленности находится на уровне 78 млн. тонн цемента. В ближайшие три-четыре года ожидается дополнительный ввод мощностей ещё до 30 млн. тонн. Соответственно ежемесячный объём производства цемента потенциально может достичь 9 млн. тонн.

    Эти цифры могут вызвать уверенность в том, что нам удастся избежать дефицита цемента, ведь по прогнозам аналитиков ожидается ежегодный рост потребления до 10 %. С учётом сезонности, при 70 % загрузки мощностей к 2015 предприятия отрасли смогут удовлетворить потребности в цементе на уровне 75 млн. тонн.
    Но, как всегда на каждую бочку мёда, найдётся своя ложка дёгтя – из произведённых в летние месяцы объёмов, лишь 3,7 млн. тонн отгружалось по железной дороге, что составляет лишь 57 % от всей произведённой продукции. До этого средний показатель отгрузки цемента ж/д транспортом оставлял не менее 65-70 %.
    Около 80 % цемента отгружалось навалом в специализированных вагонах, ещё 20 % в тарированном виде (заводские мощности по затарке цемента ограничены). Парк хоппер-цементовозов ограничен, а из имеющихся в наличии около 30 тысяч единиц лишь 20 тысяч заняты в перевозке цемента, прочие задействованы в перевозке более выгодных грузов (именно эти десять тысяч вагонов могли увеличить перевозки в полтора раза). Учитывая дальность перевозки 700 км, в среднем за месяц один хоппер способен перевезти порядка 150 тонн. Это и ограничивало перевозки навального цемента этим летом тремя миллионами тонн ( 20 тыс. х 150 тонн).
    Если в летнее время постоянно испытывается дефицит специализированного подвижного состава, то в зимнее время возникает много простоя, к примеру, в январе 2010 года ж/д отгрузки цемента составили - 1,1 , в январе 2011 – 1,4 млн. тонн, соответственно было задействовано лишь 7,3 и 9,3 тысяч хоппер-цементовозов (тарированный цемент в зимнее время отгружается в незначительных объёмах) - то есть менее четверти в 2010 и трети в 2011 году из существующего парка. В данных условиях не каждый инвестор решится на приобретение данного вида подвижного состава.
    Дополнительными минусами отталкивающим транспортные компании от перевозок цемента, является невозможность загрузки обратного рейса и низкие ставки на перевозку, которые мало компенсируют оплату порожнего пробега.
    При создании идеальных условий – равномерной загрузки использования хоппер-цементовозов в течении года потенциально возможна перевозка 54 млн. тонн цемента. При условии возникновения дополнительного спроса вагоностроители стран СНГ способны производить до 10 тысяч хопперов ежегодно.
    Проблема номер один - высокий фактор сезонности в производстве цемента. Одним из путей решения данного вопроса является строительство цементных терминалов в местах потребления цемента «из зимнего завоза» и цементно-помольных установок, производящих цемент в летние месяцы из привозного «зимнего клинкера».
    Также предприятиям стоит уделить внимание увеличению мощностей по затарке цемента в МКР- мешки массой 1-2 тонны, что позволит использовать альтернативный транспорт, также для многих потребителей данный вид упаковки удобен тем, что он не требует установки специальных терминалов для хранения цемента навалом.
    Справочно: В кризисном 2009 году цены на хоппер-цементовозы 2006-07 гг. производства в среднем составляли 1,1 млн. рублей, в настоящий момент цена нового вагона вряд ли будет ниже цены куда более востребованного полувагона – 2,3- 2,6 млн. рублей.