Хотя
кризис на строительном рынке и ударил по рынку цемента, это лишь
незначительно отразилось на стратегии цементных компаний.
Об инвестиционной стратегии и в целом о ситуации на цементном рынке
страны рассказал господин Юрген Зеер, генеральный менеджер концерна HeidelbergCement по Центральной Азии, владеющего Бухтарминской цементной компанией.
– Господин Зеер,
каковы сейчас, по вашим данным, объемы потребления цемента
в Казахстане? Снизились ли они после наступления кризиса?
Наши данные несколько отличаются от официальных.
Потребление, по нашим расчетам, составляет чуть более 7 миллионов тонн.
В 2007 году первые несколько месяцев после начала кризиса никаких
существенных изменений не было, был нормальный процесс. А уже
с начала 2008 года потребление начало снижаться, за первые четыре
месяца оно упало на 14-15%.
– Ожидается ли в нынешнем году возвращение прежних объемов потребления?
Это очень интересный вопрос, в том числе и для нас.
Все будет зависеть от того, насколько быстро закончится кризис – это
может произойти и через год, и через два, и через три. Судя
по прогнозам правительства, кризис очень быстро должен закончиться.
Но из нашего опыта следует, что это быстро не происходит. В Германии
тоже был кризис, который пришел на смену строительному буму после
объединения Восточной и Западной Германии. Тогда значительно
сократилось потребление цемента, бетона и щебня. Потом возникла
ситуация, когда потребление росло не слишком высокими темпами, но это
был уже не кризис, а просто умеренный рост. Возможно, это же будет
и в Казахстане – при оптимистическом развитии рынок будет расти
на 14-15% в год. Со следующего года будет наблюдаться плавный рост,
который продлится в течение трех-пяти лет.
– А каково в Европе среднегодовое потребление цемента на одного человека?
Среднеевропейский уровень – это 300 килограммов
цемента на человека в год. Если потребности очень высоки, то этот
показатель может вырасти и до 700 килограммов. Посчитайте сами: если
в Казахстане проживает 16 миллионов, то в среднем на человека уже
сейчас приходится порядка 450 килограммов.
– То есть мы уже превзошли европейский уровень?
Да, но сейчас страна инвестирует много средств
в реализацию различных проектов, к примеру в Западном Казахстане,
таких, как строительство новых городов, модернизация портов и т.д.
Благодаря таким проектам, естественно, увеличивается и уровень
потребления, он может кратковременно – на два-три года – достигнуть 700-800 килограммов на человека. Потом этот показатель опять упадет до 250-300 килограммов.
– Какими темпами рос казахстанский рынок с 2005 года?
В 2006-м по сравнению с 2005 годом рост составил
порядка 25%, в 2007-м по сравнению с 2006-м – 14–15%. Каков будет рост
в этом году, спрогнозировать пока сложно.
– В Казахстане растет
не только уровень потребления, но и уровень производства. За счет чего
происходит этот рост: за счет ввода новых мощностей или модернизации
старых?
Все цементные компании в Казахстане вкладывают
значительные средства в модернизацию. Например, когда мы купили
Бухтарминский цементный завод, его производительность была один миллион
тонн в год. В прошлом году мы произвели уже 1,37 миллиона тонн, в этом,
если, конечно, позволит ситуация, планируем выйти на 1,45 миллиона.
В советское время он выпускал 1,6 миллиона тонн – это проектная
мощность завода. На этот уровень можно будет выйти только тогда, когда
завод будет полностью модернизирован. Что касается новых мощностей,
то ввод в эксплуатацию заявленных новых заводов намечен на 2010-2011
годы, и в данный момент, соответственно, за их счет увеличения
производства не происходит.
– Сколько было уже вложено в модернизацию завода?
Мы начали модернизировать завод в 2006 году. Но сам
цементный завод - это лишь часть бизнеса, есть еще терминалы и филиалы
компании. В целом на развитие бизнеса в 2006 и 2007 годах было вложено
по 13 миллионов евро. Естественно, основная часть пошла на модернизацию
завода. Был произведен капитальный ремонт технологического
и энергетического оборудования, была также приобретена новая
лабораторная аппаратура для завода. Пока мы производим продукцию
«мокрым» способом. Но в наших планах в течение ближайших 10 лет перейти
на более экономичный – «сухой» – метод производства. Кроме того,
запланированы установка новых фильтров очистительной системы и другие
проекты по приведению работы завода к европейским экологическим нормам.
– Господин Зеер, какую долю рынка в данное время занимает ваша компания?
Учитывая потребление в Казахстане и наше
производство, мы считаем, что доля рынка компании составляет
от 17 до 20%. Ранее этот показатель достигал 24%, но тогда было меньше
потребление и доля импорта.
– Сейчас ваша компания строит новый
завод в Западном Казахстане. Какую долю рынка вы планируете занять
после ввода этого завода в эксплуатацию?
Да, в данный момент мы ведем
интенсивное строительство нового цементного завода мощностью 2 миллиона
тонн цемента в год в регионе Каспийского моря. Название будущего
предприятия – «Каспий Цемент» Я думаю, с двумя заводами наша доля рынка составит не более 30%.
– Каково, по вашим
прогнозам, будет потребление цемента в Западном Казахстане к 2010 году,
т.е. к тому моменту, когда начнет функционировать новый завод?
Регион Западного Казахстана ожидает большой
экономический рост и строительный бум в связи с беспрецедентным
развитием нефтяной и газовой отраслей и огромных инвестиций в регион.
Свидетельством тому являются республиканские и региональные программы
развития. Приняты правительственные решения о строительстве морского
порта в поселке Курык, о расширении Актауского международного порта,
увеличении мола и волнолома, о реконструкции и модернизации аэропорта
Актау, также ожидается большое строительство жилых домов, школ, других
зданий социальной направленности, множество других промышленных
объектов. К тому же уже запущен один из крупнейших проектов
в Казахстане – «Актау-сити».
Общий объем вводимой жилой площади «Актау-Сити» составит 4 миллиона квадратных метров. На строительство «Актау-Сити» уже отведено 4 тысячи гектаров земли в северо-западном
направлении от города Актау. Перспективы строительства жилья и объектов
туристического и социального развития в Западном Казахстане огромны.
Для всего этого, конечно же, необходим цемент. Поэтому мы и приняли
решение построить здесь новый цементный завод, о котором говорилось
выше. По нашим расчетам, если будут реализовываться все эти проекты,
то потребность в цементе в Западном Казахстане составит порядка
2 миллиона тонн, что в два-три раза выше нынешнего уровня потребления.
– Насколько мне известно, в этом регионе
строится еще один цементный завод мощностью 1,2 миллиона тонн в год.
Не будет ли тесно в Западном Казахстане двум заводам?
Каждый цементный завод - это еще один производитель,
занимающий определенную долю рынка. Второй цементный завод в Западном
Казахстане будет построен на границе с Россией, и его продукция, скорее
всего, будет идти на экспорт. Пока он не начнет работать, трудно
спрогнозировать, как сложится ситуация.
– Поставляется ли сейчас продукция с Бухтарминского завода в Западный Казахстан?
Незначительное количество, потому что расстояние
очень велико – более 3 тысяч километров. И если отправлять туда цемент,
то вагоны вернутся обратно лишь через месяц, а это очень длительный
срок. Для нас это невыгодно. Основные рынки сбыта для Бухтарминского
завода – это Восточный Казахстан, Астана и Алматы.
– Получается, что вопрос с дефицитом вагонов для перевозки цемента не решен до сих пор?
Как были эти проблемы раньше, так и остались до сих
пор. И, наверное, еще долго не будут решены, так как заводы,
производящие эти вагоны, не в состоянии удовлетворить потребности
цементной отрасли. Это одно из узких мест в Казахстане.
– Какой процент в конечной стоимости цемента занимают транспортные расходы?
Все зависит от расстояния. Если рынок сбыта
находится рядом с цементным заводом, то ее процент невелик, если
приходится везти далеко, к примеру в Астану или Алматы, то расходы
на транспорт увеличиваются и составляют в среднем 10-15%. Кроме того,
все зависит от роста тарифов на перевозку грузов. Они ежегодно
повышаются в среднем на 30%.
– В прошлом году вашу
компанию обвиняли в монопольном сговоре, а также в том, что
вы продавали свою продукцию через компании, аффилированные с вашей.
Насколько это обвинение было обоснованным?
Дело в том, что в июле 2006 года в Казахстане
вступил в силу новый закон о защите конкуренции, он предъявлял совсем
иные требования к взаимоотношениям внутри холдинговых компаний, чем это
было ранее. Потребовалось произвести реорганизационные процедуры,
которые объективно не могли быть осуществлены мгновенно. Реорганизация
была завершена в течение четырех-пяти месяцев, и это
именно тот срок, на протяжении которого, по мнению государственных
органов, нашей компанией осуществлялась монополистическая деятельность.
Вы понимаете, что этот вопрос весьма спорный и дискуссионный. Но факт
остается фактом. В любом случае мы достаточно оперативно отреагировали
как на изменения законодательства, так и на претензии государственных
органов в наш адрес.
– Какова стратегия развития компании в Казахстане, и претерпела ли она какие-либо корректировки в связи с кризисом?
Как я уже говорил, мы инвестируем в строительство
второго цементного завода, «Каспий Цемент» – это один из важнейших
шагов. Цементные заводы строятся 2-3 года, а работают 40-50 лет, и если
сырьевая база позволяет, то и того больше. То есть у нас будет два
завода – один на западе, другой – на востоке республики. Все ныне
существующие заводы расположены на востоке и юге страны, и регион
Западного Казахстана остается невспаханным полем. Доставка цемента
на Каспий для казахстанских производителей влетает в копеечку, и это,
естественно, сказывается на цене казахстанского цемента. К тому
же сейчас в Казахстане, как было сказано, имеется острая нехватка
железнодорожных грузовых вагонов для перевозки цемента.
Западный регион страны отдан на откуп иностранным
производителям: российским, грузинским и узбекским заводам. Наш новый
завод позволит полностью покрыть потребности региона в цементе. К тому
же мы планируем экспортировать часть нашей продукции на растущие рынки
России и Закавказья. Также HeidelbergCement нацелен на развитие
профильных бизнес-линий: производство товарного бетона
и инертных материалов. Размещение производственных площадок
по производству товарного бетона и инертных материалов запланировано
в Астане, в Алматы и в регионе Каспийского побережья. Этим летом будет
открыт первый бетонный завод HeidelbergCement в Астане. К 2010 году
будут введены в эксплуатацию всего шесть заводов по производству
товарного бетона и три производственные площадки по производству
инертных материалов.
– Господин Зеер, планирует ли ваша компания покупать какие-либо заводы в Центральной Азии?
Сейчас мы сделали первый шаг в Казахстане. Теперь
присматриваемся и к Кыргызстану, и к Таджикистану, и к Узбекистану.
Какие там есть варианты, и позволяет ли ситуация в этих странах делать
инвестиции. Несколько лет назад мы планировали купить и модернизировать
старый цементный завод в Кыргызстане, но политическая ситуация была
такова, что не было возможности такому инвестору, как HeidelbergCement,
работать в этой стране на постоянной основе. Ведь мы делаем
долгосрочные инвестиции, а не поступаем так: сегодня завод покупаем, а завтра-послезавтра его продаем. HeidelbergCement – компания со стратегическими целями и задачами.
|