Погода в Дюссельдорфе
Погода в Сочи
Погода в Новосибирске Погода в Ташкенте
Погода в Ялте Погода в Кракове
Погода в Алматах Погода в Праге

Новости и события

  • 07.07.09
    Цемент продолжит падение


    Падение спроса на отечественном рынке цемента приведет к снижению производства на 40%. Игроки рынка прогнозируют объемы выработки при оптимистических прогнозах не более 9 млн. т.

    Производители цемента в своих прогнозах весьма осторожны. «Каким будет 2009 г. мы пока не знаем. Хотя есть и апокалипсические прогнозы, что будет произведено 5-6 млн. т цемента. Но сейчас мы идем где-то на 8 млн. т. Приблизительно может выйти между 8 и 9 млн. т»,— заявил директор по продажам ООО «Дикергофф-Украина» (Киев) Сергей Дудзяный.

    Профильная ассоциация «Укрцемент» прогнозирует снижение производства до 7 млн. т по итогам текущего года. В 2008 г. эта цифра составила 14,78 млн. т. «За пять месяцев выпуск цемента в Украине сократился на 50% по сравнению с январем-маем 2008 г.— до 3,17 млн. т»,— сказал исполнительный директор ассоциации «Укрцемент» Петр Лопатьев.

    «Сложно говорить, какой будет рынок в этом году, и тем более во втором полугодии. Я думаю, еще хуже, чем в первом полугодии»,— считает директор по продажам ПАО «ХайдельбергЦемент-Украина» Петр Григорчук.

    «i» писали, что из-за кризиса и резкого падения объемов строительства заводы страны сократили выработку цемента как минимум на 50%. При этом на большинстве из них работает по одной-две печи обжига. «Все сейчас производят ровно столько, сколько нужно покупателю. Из-за конкуренции по сравнению с январем цены снизились как минимум еще на 20% — это 120-130 грн. на 1 т»,— отмечает Анатолий Дегтярев, коммерческий директор ОАО «Подольский цемент» (Каменец-Подольский, Хмельницкая обл.), входящего в состав холдинга CRH ( Ирландия).

    При этом крупнейшие украинские производители жалуются, что на рынке растет объем контрафактной продукции, которая появляется под их известными брендами. Заместитель гендиректора ООО «Цемент» (Одесса) Мигель Машау рассказывает, что в апреле на рынках стройматериалов Одессы появились мешки с цементом, на которых были использованы официальные цвета и логотип предприятия. Мешки весили 42-45 кг, тогда как на упаковке был указан вес в 50 кг. Компания подала иск и обратилась в местное отделение АМКУ и прокуратуру. Одесский хозяйственный суд запретил городским рынкам продавать мешки с незаконным использованием ТМ, вынес решение об аресте выявленных мешков с контрафактом и запретил «соответствующим компаниям» изготовление таких мешков.

    «В течение нескольких лет заводы ведут такую борьбу и более или менее успешно. Наиболее успешный опыт — это у одесского завода»,— добавляет Петр Лопатьев. По словам Анатолия Дегтярева, отталкивает производителей еще и дороговизна борьбы: «Такого поддельного цемента нужно купить для проверки как минимум 10 т. А это весьма не дешево».

    Сергей Дудзяный говорит, что проблема контрафактного цемента была и раньше, но сейчас из-за падения спроса это стало больше ощущаться: «На многих заводах не было упаковочных мощностей, как сейчас. И мы были вынуждены продавать цемент навальным способом, а поставщики его уже сами упаковывали». Он добавляет, что не все из них работают недобросовестно. «Но есть те, кто ушивает мешки и насыпает вместо 25 кг цемента — 20-22 кг. А более наглые — и 17-18 кг. При этом в мешке настоящего цемента может быть 60%, а остальное — пыль, зола, песок и даже ветошь»,— отмечает господин Дудзяный и говорит, что в доле рынка запакованной продукции такой контрафактный цемент может достигать 30%.

    Причина, по которой крупные производители обратили внимание на контрафакт, та же, что и ранее,— изменение долей основных потребителей на рынке. Ранее почти 80% цемента продавалось навальным способом, основными покупателями были крупные заводы ЖБК и стройкомпании, а продажи росли неимоверными темпами. И цементным заводам было все равно, в каких мешках и какой цемент продается на строительных рынках страны. Но сейчас, когда крупное строительство практически полностью заморожено, основные игроки рынка пытаются сами выйти на мелкого покупателя — небольших подрядчиков и потребителей для индивидуального домостроения и ремонтов. И если продажи упакованного цемента, по данным «Укрцемента», в 2008 г. составляли 20,6%, то за пять месяцев с.г. они уже достигли 27%. Коммерческий директор украинского представительства группы Lafarge (Франция) Николай Пузенко, прогнозирует рост доли отгруженного в таре цемента по итогам 2009 г. до 35%.