Производители цемента призывают федеральное
правительство уменьшить экспортные пошлины, увеличить импортные, а
также субсидировать ставки по кредитам на техническое перевооружение –
чтобы вернуть прибыльность в цементный бизнес. Оппоненты считают, что
оживит производство строительная активность.
Кризис продолжается, и падение цен на цементную продукцию на
фоне роста тарифов сказалось на прибыльности этого бизнеса не лучшим
образом. Появилось много заявлений о том, что с текущим уровнем цен
цементные заводы работают на грани безубыточности, а иногда – и в
убыток.
На очередном рабочем заседании президент Союза производителей
цемента («Союзцемент») Михаил Скороход предложил обратиться к
российскому правительству с инициативой нарастить экспортный потенциал
отрасли за счет постепенного снижения уровня таможенно-тарифной защиты
(то есть уменьшения экспортных пошлин, увеличения сборов за импорт), а
также субсидирования ставок по кредитам промышленным предприятиям
страны.
Ситуация в отрасли
Согласно отчету «Евроцемент груп», общий темп падения потребления
цемента в странах СНГ в 2009 году составил примерно 20%, ориентировочно
75–80 млн т. В январе-июне 2009 года, по сравнению с январем-июнем
2008-го, в цементной промышленности было зафиксировано сокращение
производства на 28,6%. С одной стороны, это связано с сезонным спросом
на продукцию, с другой – с началом активной перестройки крупнейшими
игроками цементного рынка России экономики своих предприятий:
сокращением издержек производства, диверсификацией рисков,
сворачиванием неэффективных проектов. При этом производство цемента в
Российской Федерации сократилось уже в 2008 году – до 53,6 млн т (минус
11% к 2007-му), а отгрузка продукции цементными заводами – до 53,3 млн
т (минус 8% к 2007-му).
Кроме того, по словам президента «Союзцемента», наметилась другая
важная тенденция. Если ранее 2006 года страны СНГ экспортировали цемент
на зарубежные рынки, то с 2006-го пошел обратный процесс – приток
импорта, который начал замещать продукцию внутреннего рынка.
«Необходимо отметить, что цементная отрасль созрела для
видоизменения, она становится определяющей в строительном комплексе
России, поскольку обеспечивает высокий кумулятивный эффект в силу
вовлеченности в производство материалов и продукции национальной
экономики (цемента, бетона, металла, асфальта и пр.), а также загрузки
смежных секторов. Тот факт, что стоимость цемента за последние полгода
снизилась более чем в два раза, говорит о готовности российских
производителей расширять свое присутствие на международных рынках и
увеличивать долю экспорта», – утверждает Михаил Скороход.
«В докризисный период цементная отрасль была высокорентабельным
бизнесом. Рентабельность продаж равнялась 40–50%. Начиная с 2005 года
темпы прироста потребления в странах СНГ составляли 10–15% ежегодно», –
соглашается Евгений Ботка, генеральный директор «Агентства строительной
информации». Но спад, по его словам, стал наблюдаться еще до
наступления мирового кризиса. Причина – в «неразумной ценовой политике»
российских производителей. В результате в Россию хлынул более дешевый
импортный цемент, причем доля его росла.
Импорт наступает?
По сведениям Сводного департамента анализа и регулирования
внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России, цена
импортного цемента выше, чем российского, на 8%. Доля импорта на
внутреннем рынке – минимальна, примерно 4,2% (0,8 млн т) за год. В
рамках антикризисных мер в этом году с 1 января на девять месяцев
ввозная пошлина была отменена. Это спровоцировало новый цементный
«поток», причем по сравнительно низким ценам. Однако аналитики
полагают, что падение цен, произошедшее в нынешнем году, вызвано в
первую очередь не зарубежными поставками, а уменьшением спроса –
большое количество проектов в России заморожено.
В Северо-Западном регионе импортного цемента значительно меньше,
чем, например, на строительстве олимпийских объектов. «Возможно,
конкуренция со стороны ввозного цемента существует в южных регионах
России. Что касается рынка СЗФО, то мы вообще не видим предложений
импортеров цемента. Импортная пошлина на цемент в настоящий момент
составляет 5%. В 2007–2008 году – при ценах до 5–6 тыс. руб. за тонну
российского цемента – китайский, турецкий цемент мог конкурировать по
цене. Сегодня цены российских производителей по СЗФО на самые ходовые
марки составляют примерно 2,1–2,5 тыс. руб. за тонну без учета
доставки. Поставлять сюда заграничный цемент, с учетом всех
транспортных и таможенных издержек, сейчас невыгодно, – рассуждают
специалисты Группы компаний «СЗНК». – Если импортного цемента на рынке
и так практически нет, вряд ли повышение ввозных пошлин будет иметь
смысл».
«Союзцемент» подсчитал, что к концу года профицит цемента в России
составит 20 млн т. В этом случае инвесторы отвернутся от цементного
рынка России, а если строительство новых предприятий прекратится,
зависимость от импортного цемента увеличится.
Экспортные операции
Сегодня экспортная пошлина на цемент составляет 6,5%. Отмена
экспортных пошлин приведет к дальнейшему снижению таможенных сборов – а
это гарантированная статья бюджетных доходов. Как заявляют в
Федеральной таможенной службе, по итогам 2009 года бюджет может
недополучить почти 500 млрд руб. из-за падения таможенных сборов.
По итогам первого полугодия, наблюдается увеличение доли экспорта в
три раза – до 1 млн т цемента. По показателям Сводного департамента
анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности
Минэкономразвития России, цена экспортного цемента выше цены на
внутреннем рынке на 7,3%.
«Сейчас ряд заводов – в стадии строительства, поэтому снижение
экспортной пошлины позволит их владельцам перестраховаться в случае
продолжительной стагнации строительного рынка», – пояснил Евгений
Ботка. Согласно прогнозу «Агентства строительной информации», цена на
2010 год составит $110–120 за тонну. Если предприятия будут сохранять
уровень цен 2009 года, то прибыль они получат.
По словам Виталия Гудина, заместителя директора Сводного
департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности
Минэкономразвития России, сейчас ситуация в цементном производстве
стабилизировалась: ««Если в середине прошлого года прослеживался общий
спад производства цемента, то сейчас отрасль находится в стабильном
состоянии. Продукции в первом полугодии выпущено в 1,8 раза больше по
сравнению с 2008 годом. Активно ведется строительство олимпийских
объектов в Сочи. В страны, входящие в ЕвроЗЭС, ввоз цемента
осуществляется беспошлинно. У нас был опыт 2007 года, когда экспортные
пошлины были отменены. Это автоматически подстегнуло рост цен на цемент
на внутреннем рынке». Поэтому, полагает Виталий Гудин, снижать пошлины
в условиях острого дефицита государственного бюджета нет резона.
Продолжение следует
Генеральный директор ООО «БазэлЦемент» Дмитрий Савенков разделяет
позицию «Союзцемента», считая снижение экспортных пошлин и повышение
ввозных «адекватной мерой». С этим также согласен управляющий директор
Группы ЛСР Георгий Ведерников: «Отмена импортных и повышение экспортных
пошлин сегодня, в ситуации, когда собственные цементные мощности в
России недозагружены, дефицит отсутствует как класс и, напротив,
существует переизбыток предложения, – мера не слишком-то своевременная.
Конечно, рост предложения за счет импорта приведет к еще большему
увеличению конкуренции на рынке, отчего в краткосрочном периоде могут
выиграть покупатели. Но в долгосрочном – мы можем потерять своих
цементников и оказаться в полной зависимости от зарубежных
производителей и поставщиков».
Для строительных компаний и производителей бетона важно, чтобы
продукция на рынке была в принципе (желательно – качественная и
недорогая). Однако взгляды на проблему у застройщиков разнятся. «К
инициативе цементных компаний мы относимся положительно. Главное для
нас, как для клиентов, чтобы изменение пошлин повлияло на цену
внутреннего продукта в сторону снижения», – заявил Андрей Минин,
главный инженер ОАО СМУ «Электронстрой» (холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ»).
Противоположного мнения придерживается Виталий Виноградов, директор
по маркетингу и продажам ООО «Лидер Групп». Он крайне негативно
относится к инициативе «Союзцемента», опасаясь, что она ведет к
монополизму, а следовательно – и к подорожанию цемента.
Зачастую отечественный цемент не в силах конкурировать с импортом:
плохое состояние отрасли, малое количество цементных предприятий,
изношенность оборудования. В результате себестоимость цемента высока.
Повышение цен в последние годы мало повлияло на реконструкцию
предприятий, а сооружение новых – дорогостоящая и длительная затея.
В Группе компаний «СЗНК» видят выход из кризисной ситуации в
стабильном финансировании крупнейших инфраструктурных объектов – это
Западный скоростной диаметр, КАД, Морской порт Санкт-Петербурга, ремонт
дорог. Реализация этих проектов поддержит спрос на базовые строительные
материалы в условиях снижения коммерческого спроса. Своим стабильным
объемом госзаказ на приобретение жилья поддержит строительную отрасль
города и будет стимулировать спрос на стройматериалы, в том числе – на
цемент.
«Для сообщества цементников России сегодня очевидно, что
строительство жилья и инженерных инфраструктур – один из приоритетных
методов преодоления кризиса. Надо оживлять строительство», – подытожил
Евгений Ботка.
Окончательного решения по поводу пошлин нет, обсуждать ситуацию
«Союзцемент» собирается с вице-премьером России Виктором Зубковым.
СПРАВКА «БН»:
В январе-июне 2009 года ввоз цемента в Россию составил 508,4 тыс. т,
что на 89% меньше чем в январе-июне 2008-го. Крупнейшими импортерами
стали (в сумме – 92% от импорта) Турция (64,2% от общего объема импорта
цемента), Китай (5,8%). Импорт клинкера в январе-июне 2009 года был
равен 141,5 тыс. т – на 63,1% меньше, чем в январе-июне 2008-го.
В январе-июне 2009 года экспорт цемента из РФ составил 578,8 тыс. т,
что на 139,5% больше, чем в январе-июне 2008-го. Крупнейшими
экспортерами стали (в сумме – 81,5% от экспорта) ОАО «Новотроицкий ЦЗ»
(25,9% от общего объема экспорта цемента), ЗАО «Кавказцемент» (20,8%),
ОАО «Новоросцемент» (15,5%), ОАО «Вольскцемент» (14,7%) и ОАО
«Сухоложскцемент» (4,5%). Основными странами – получателями цемента
являются Казахстан (54,4% от общего экспорта цемента из РФ) и
Азербайджан (44,0%).